Общие советы по выработке языковых навыков

Самый лучший способ развить в себе языковые навыки, которые потребуются для теста TOEFL iBT, — это пройти обучающий курс, содержащий инструкции по:

— чтению, разговорной речи, аудированию, письменным навыкам, которые повлияют на разговор;

— подходу к интегрированным навыкам (например, методы, помогающие освоить аудирование/чтение/речь, аудирование/чтение/письмо).

Советы по Чтению

Изучающие английский язык могут улучшить свои навыки чтения регулярно читая, особенно литературу университетского характера или другие материалы, охватывающие различные предметы (например, различные науки, социологию, искусство, бизнес и т.п.) и написанные в академическом стиле. Огромное количество академических текстов можно найти как в Интернет, так и в журналах.

Чтение с целью нахождения информации

— просматривайте отрывки текстов, чтобы найти и выделить ключевые моменты (даты, номера, сроки) и информацию

— практикуйте чтение почаще, чтобы развить плавность и текучесть речи.

Примечание: Секция Чтение теста не подытоживает ваши навыки чтения, но практиковать их необходимо для того, чтобы лучше подготовиться к интегрированным заданиям в секциях Письмо и Разговорная речь.

Чтение для общего базового понимания

— увеличивайте свой словарный запас

— практикуйте быстрый просмотр отрывка текста для понимания его главной идеи, вместо тщательного чтения каждого слова и предложения

— развивайте способность быстрого просмотра текста и быстрого схватывания основных фактов

— после просмотра текста прочтите его более внимательно и запишите главные идеи, факты и ключевые моменты

— выберите несколько незнакомых вам слов из текста и попытайтесь угадать их значение по смыслу всего предложения, из контекста. Затем найдите их в словаре и определите их настоящее значение.

— подчеркните все местоимения (например, he, him, they, them etc.) и определите, к каким существительным в тексте они относятся

— практикуйте умение видеть влияние фактов из текста друг на друга и делать выводы из текста в целом.

Чтение с целью познания нового

— определите тип текста (классификация, причина/следствие, сравнение/контраст, проблема/решение, описание, указание и т.п.) и его организацию

— организуйте информацию из текста:

— разделите ключевые и второстепенные моменты

— если в тексте информация разделена на категории, создайте чарт и поместите информацию в соответствующие категории

Примечание: в тесте не нужно создавать подобные чарты самому. Вместо этого предоставляется уже готовый чарт с возможными вариантами ответов и требуется заполнить его правильными вариантами. Тренировка подобных навыков поможет научиться думать о разделении информации на категории и делать это с легкостью.

— создайте устный или письменный итог текста, используя чарты и разделительные таблицы

— перефразируйте отдельные предложения из текста. Затем перефразируйте весь параграф.

Примечание: в секции Чтение проверяются навыки распознавания перефразированных предложений, текстов. Умение перефразировать пригодится также и для интегрированных заданий в секциях Письмо и Разговорная речь.

Советы по Аудированию

Самый лучший способ улучшить навыки слухового восприятия – это прослушивать часто английскую речь и читать множество различных академических материалов.

Просмотр кинофильмов и телевидения, прослушивание радио на языке оригинала также являются огромными возможностями для улучшения слухового восприятия. Аудиозаписи и записи на CD с различными лекциями и презентациями также очень ценны в обучении, их можно найти в библиотеках и книжных магазинах. Можно прослушивать и просматривать все вышеуказанные материалы с субтитрами. Интернет тоже является бездонным источником материалов для прослушивания (например, www.npr.org, www.bbc.co.uk/radio, www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish).

Примечание: в секции Аудирование не проверяются навыки подведения итогов, но вырабатывание этих навыков полезно для выполнения интегрированных заданий в секциях Письмо и Разговорная речь.

Прослушивание для базового понимания

— увеличивайте словарный запас

— сфокусируйтесь на содержании и потоке произносимой речи. Пусть вас не смущает стиль и подача говорящего.

— чтобы оставаться сосредоточенным, представляйте, что будет сказано в дальнейшем

— оставайтесь активным, задавая себе вопросы (например, «Какова главная идея того, о чем говорит профессор?»)

— напишите слова «Главная идея», «Ключевые моменты», «Важные детали» на разных строках бумажного листа. Слушайте внимательно и записывайте в эти строки информацию во время прослушивания. Продолжайте слушать, пока все важные моменты и детали не будут отмечены, затем просмотрите их.

— прослушайте отрывок лекции или диалога и запишите важные моменты. Используйте свои записи, чтобы создать краткие выводы. Постепенно увеличивайте количество прослушиваемой информации и записанных важных моментов, чтобы сделать более объемный вывод.

Прослушивание для подробного понимания

— подумайте о том, что каждый участник диалога хочет до вас донести: Какова цель речи или диалога? Говорящий извиняется, жалуется или предлагает что-либо?

— отметьте стиль каждого говорящего. Язык формальный или повседневный? Насколько уверенно он говорит? Голос говорящего спокойный или взволнованный? О чем говорит интонация?

— отметьте степень уверенности говорящего. Насколько он уверен в информации, о которой говорит? Говорит ли что-то интонация о степени уверенности?

— слушайте изменения темы или комментарии, отступающие от темы разговора.

— посмотрите записанную ТВ или кинокомедию. Уделите внимание способам, в которых модели интонации и ударения используются для изменения смысла.

Прослушивание с целью связывания и синтеза информации

— подумайте об организации прослушиваемой вами лекции. Прослушайте сигнальные слова, обозначающие введение, главные шаги или идеи, примеры и выводы или итоги.

— определите взаимосвязь между идеями. Возможные отношения могут быть следующими: причина/следствие, сравнение/контраст, шаги в пошаговом процессе.

— прослушайте слова, которые показывают связи и отношения между идеями

— прослушайте материал и останавливайте запись в разных местах. Предскажите, какой будет следующая идея говорящего.

— создайте краткий конспект обсуждаемой информации во время прослушивания или после него.

Советы по Разговорной речи

Лучший способ практиковать разговорную речь – общаться с носителями языка. Если вы живете не в англоязычной стране, найти носителя языка может быть довольно затруднительным делом. В некоторых странах есть репетиторы, помогающие студентам с развитием разговорных навыков. Очень важно найти такого преподавателя и разговаривать с ним как можно чаще. Другой способ практиковать разговорную речь – присоединиться к англоязычному клубу, в котором можно просмотреть и обсудить кинофильмы на языке оригинала, музыку, просто пообщаться. Если поблизости нет такого клуба, организуйте его и пригласите к себе носителей языка, которые помогут вам начать разговаривать.

Независимые разговорные задания

— составьте список тем, которые вам знакомые, и говорите на эти темы

— опишите знакомое место или передайте собственный опыт в чем-либо

— далее выразите свое мнение или предпочтение и дайте ему четкое обоснование

— дайте рекомендации и поясните, почему именно этот способ сработает лучше всего

— практикуйте ответы на вопросы длительностью 60 секунд.

Интегрированные разговорные задания

— найдите учебник, в конце которого есть вопросы к пройденному материалу, и практикуйте устные ответы на вопросы

— прочтите короткую статью (100-200 слов) и сделайте краткий конспект главных моментов. Сделайте устный вывод, используя свой конспект.

— найдите аудиоматериалы и материалы для чтения по той же теме, что и прочитанная вами статья. Эти материалы могут включать такие же или отличные точки зрения на тему. Делайте заметки или составьте конспект по прослушанному и прочитанному материалу:

— устно подытожьте информацию из письменного и прослушанного источников. Используйте перефразирование, другие лексические и грамматические конструкции.

— устно синтезируйте материал путем соединения информации из прочитанного и прослушанного источников, объясните, как они связаны.

— выразите свое мнение о прослушанном и прочитанном материале, поясните, как они связаны.

— если в прослушанном или/и прочитанном материале описана проблема, предложите и объясните решение этой проблемы.

— распознайте отношение говорящего или написавшего исходный материал через интонации, ударения и выбор слов. Это поможет понять их точку зрения и спланировать правильный ответ.

Советы по всем разговорным заданиям

— увеличивайте словарный запас и практикуйте уместное использование идиоматических выражений

— изучайте грамматические структуры и используйте их легко в своей речи

— поработайте над произношением, включая ударение, интонации и паузы (существуют многочисленные сайты, которые помогут вам поработать над произношением)

— когда вы тренируетесь в разговорной речи для прохождения теста, выделите для себя 15 секунд и подумайте, что вы собираетесь сказать, перед тем как говорить. Запишите несколько ключевых слов и идей, но не старайтесь записать в точности то, что собираетесь сказать (Оценивающие ответы специалисты обязательно распознают прочитанное, а не сказанное, и дадут за такой ответ меньше баллов)

— используйте сигнальные слова и выражения, чтобы ввести новую информацию или мысли, связать идеи или выделить важные слова или мысль. Это поможет слушателю легко следовать за вашим ходом мысли (например, “on the one hand…”, “but on the other hand…”, “what that means is…”, “The first reason is…”, “another difference is…” etc.)

— записывайте свои попытки совершить вышеописанные действия и оценивайте себя, задавая себе следующие вопросы:

— Выполнил ли я задание?

— Говорил ли я чисто?

— Делал ли я грамматические ошибки?

— Использовал ли я слова правильно?

— Организовал ли я свои идеи ясно и соответственно?

— Эффективно ли я использовал свое время?

— Говорил я слишком быстро или слишком медленно?

— Делал ли я паузы слишком часто?

— наблюдайте свой прогресс и попросите преподавателя оценить ваши успехи в разговорной речи.

Советы по Письму

Интегрированные письменные задания

— найдите учебник, в котором есть вопросы к пройденному материалу в конце глав, и тренируйтесь давать письменные ответы на эти вопросы

— прочитайте статью 300-400 слов. Сделайте конспект, содержащий все ключевые моменты и важные детали. Используйте конспект, чтобы дать письменный ответ, подытоживающий информацию и идеи статьи. Выводы должны быть краткими и четко выражать только главные моменты и важные детали. Перефразируйте выражения, используя другие слова и грамматические структуры.

— найдите аудиоматериал и материал для чтения по одной и той же теме в Интернет или библиотеке. В материалах могут содержаться схожие или различные точки зрения. Сделайте пометки по прослушанному и прочитанному материалу и выполните следующее:

— подытожьте информацию и идеи по обоим источникам

— синтезируйте информацию и обсудите, как связана информация из прослушанного и прочитанного источника. Объясните, чем похожи выраженные идеи, и в чем они пересекаются, или чем отличаются идеи, и как они противопоставлены друг другу.

Перефразирование

Перефразирование – это пересказ отрывка текста источника своими словами. В тесте TOEFL iBT студент получит 0 баллов, если все, что он сделал, — это скопировал слова из отрывка текста. Тренируйтесь перефразировать слова, фразы, предложения и целые параграфы, используя следующие советы:

— научитесь легко находить синонимы. Выберите 10-15 слов или фраз из текста и быстро придумайте для них синонимы, не заглядывая в словарь или тезаурус.

— перефразируйте отрывок текста, используя только свои заметки. Если вы не делали заметок, перефразируйте, не заглядывая в текст-оригинал. Затем сверьте перефразированный текст с оригинальным и сравните, точны ли вы были по фактам и использовали ли вы другие слова и грамматические конструкции.

Независимые письменные задания

— напишите список знакомых вам тем и тренируйтесь писать на эти темы

— по каждой теме выразите свое мнение или предпочтение, затем поддержите его доказательствами

— тренируйтесь планировать и писать по крайней мере одно эссе по каждой теме. Выделите себе 30 минут для планирования, написания и проверки эссе.

— подумайте и напишите список всех мыслей, связанных с темой, перед написанием эссе.

— определите одну главную идею и несколько ключевых моментов в поддержку этой идее, затем спланируйте, как их связать

— создайте направленные тезисные утверждения, используйте их, чтобы развивать идеи, представленные в эссе

— развейте эссе, используя подходящие объяснения и детали.

Общие советы по всем письменным заданиям

— наращивайте словарный запас и знание идиоматической речи, чтобы уметь уместно ее использовать

— изучайте грамматические выражения, чтобы легко использовать их в письменных ответах

— изучайте принципы написания и пунктуации, а также текстовые шаблоны (например, создание параграфов)

— выражайте информацию организованно, показывая объединение мыслей и их последовательное влияние

— используйте сигнальные слова, такие как “on the one hand…”, “in conclusion…”, чтобы создать четкую структуру своего ответа

— после тренировки задайте себе следующие вопросы:

— Выполнил ли я задание?

— Писал ли я четко и понятно?

— Сделал ли я грамматические ошибки?

— Правильно ли я использовал слова?

— Организовал ли я четко и последовательно свои мысли?

— Эффективно ли я использовал время?

— наблюдайте за своим прогрессом и попросите своего преподавателя проверить ваши знания.